13.01.2022

С 6 по 19 января белорусы отмечают древний славянский праздник, в котором за прошедшие тысячелетия тесно переплелись языческие и христианские традиции.

Название этого праздника – Коляды – языческое. По одной из версий, само слово «Коляда» возникло от слова «Коло». Это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму. По всей видимости, имелось в виду увеличение светового дня. С приходом христианства Коляды превратились в Колядные святки. Началом для них стало Рождество Христово, а окончанием – Крещение.

Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина – кутьи. Сначала праздновали Великую кутью – вечером перед Рождеством Христовым, затем Щедрую – с 13 по 14 января, третья кутья была Крещенской.

к3.jpg       к4.jpg

Стол перед рождественским ужином накрывали по-особому. Как в году 12 месяцев, как у Христа 12 учеников, так и на столе должно было быть 12 постных блюд. Под скатерть обязательно клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа: ведь в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения, было сено. В конце первого праздничного ужина с помощью этого сена гадали.

к5.jpg

На следующий день начиналось колядование. С наступлением темноты собирались парни, переодевались в традиционные маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Возглавлял компанию «поводырь» – старый седой дедок, который водил на поводке «козу». Кроме них, в компании колядовщиков были музыкант, запевала, мехоноша – тот, кто носит мешок с угощениями – и «цыган». Все одевались в вывернутые кожухи, «цыгане» вымазывали лицо сажей, повязывали цветные платки.

Колядовщики заходили во двор и начинали петь. Главной героиней представления была коза. Она бросалась то на колядовщиков, то на хозяев, пыталась рогами пободать детей. Потом внезапно затихала и падала на пол. Колядовщики бросались к козе, пытались оживить ее. Но ничего не выходило. И тогда кто-то начинал песню со славами: «Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Услышав это, хозяйка шла в кладовку и выносила колядовщикам угощение. Увидев подарки, коза «оживала». После чего с прощальной песней гости покидали дом.

к2.jpgк6.jpgк8.jpg

Ритуальная смерть козы символизировала собой окончание старого года, в котором желательно было оставить все семейные неурядицы, болезни, потери, обиды. Оживление козы было символом начала нового года, новой жизни.

Второй по счету праздновали богатую, или щедрую кутью. На этот раз каждая хозяйка стремилась приготовить как можно больше мясных блюд, чтобы встретить Новый год в полном достатке. В деревнях по избам ходили девушки и проводили обряд щедрования. Хозяева не скупились на угощения: чем щедрее они будут сейчас, тем богаче будет следующий год.

Поделиться:
Вверх