Вклад Беларуси в фонд нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

В октябре 1988 г. Беларусь присоединилась к Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 г. Конвенция основывается на том, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира, и потому должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. ЮНЕСКО оказывает государствам-членам поддержку в деле сохранения и популяризации нематериального культурного наследия, уделяя особое внимание укреплению в общественном сознании необходимости сохранения этого наследия для передачи будущим поколениям. Беларусь является участницей Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения и в 2013 году была избрана в состав Межправительственного комитета по охране и поощрению разнообразия форм культурного самовыражения.

Культурное наследие нашей страны основано на богатой истории, в нем присутствует некий особый колорит, который помогает почувствовать уникальный характер и дух белорусского народа. Именно это «живое наследие», включающее различного рода обычаи, традиции и обряды, представляет огромную значимость при формировании чувства самобытности и преемственности у будущих поколений.

ЮНЕСКО внесло в список нематериального культурного наследия белорусских земель три элемента: уникальные народные обряды «Колядные цари» и «Юрьевский хоровод», а также ежегодное торжество в честь почитания Иконы Матери Божьей Будславской.

Белорусский обряд «Колядные цари»

Обряд «Колядные цари» проводится в ночь с 13 на 14 января уже на протяжении почти двадцати пяти лет в небольшом местечке Семежево, Копыльского района. По приданию, еще в XVIII веке, когда части царской армии находились в этой деревне, офицеры и солдаты в дни празднования Нового года (по Юлианскому календарю) ходили от дома к дому с веселыми песнями и представлениями. Взамен хозяева приглашали их к столу и одаривали угощениями.


Ежегодно в обряде участвуют около 500 мужчин и юношей. Из них 7 человек выбираются для того, чтобы исполнить роль лекаря, барабанщика, мехоноши и других. Также отдельно выбирают тех, кто будет играть и других персонажей: Деда, Бабу, царя Мамая и царя Максимилиана, главного героя торжества.


По традиции, участники обряда одеты в белые брюки и сорочки с повязанными на груди крест-накрест красными поясами, украшенными традиционным орнаментом. А на голове они носят высокие шапки с разноцветными лентами.


Рождественское действо продолжается до глубокого вечера, поэтому с наступление темноты «цари» зажигают факелы и продолжают свое «шествие».


Весенний обряд «Юрьевский хоровод»

«Юрьевский хоровод» был включен в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, недавно.

Данный обряд проводится жителями деревни Погост, Житковичского района, 6 мая, в Юрьев День, и включает в себя различные народные церемонии, обрядовые песнопения и развлечения. При подготовке к празднику все жители деревни убираются в своих дворах и домах и надевают традиционное обрядовое одеяние.


«Юрьевский хоровод» состоит из двух этапов: первый происходит во дворе, когда животные выпускают из сараев после зимы и проводят ряд обрядов, чтобы защитить скот от «злых сил». Второй этап включает выпечку обрядового хлеба («карагод») и священного «черного» хлеба. На следующее утро жители деревни отправляются на поле, впереди процессии идут молодые девушки, неся в руках вышитый рушник, а мужчины несут образ, украшенный хлеб, восьмиконечную звезду, а также зеленый фартук, прикрепленный на грабли.


Женщины поются обрядовые песни, после чего мужчины, которые несут черный хлеб и икону, выходят в центр поля, водят там хороводы и «хоронят» черный хлеб, прося при этом бога о хорошем урожае.


Затем жители деревни раздают обрядовый хлеб и до конца дня торжество продолжается.


Будславский фест – торжество в честь иконы Матери Божьей

Уже на протяжении четырех веков паломники из разных уголков мира совершают путешествие к Будславской святыне, чтобы поклониться иконе Матери Божьей, которую почитают не только католики, но и представители всех христианских верований.


Пилигримки к Иконе Матери Божьей совершаются ежегодно, люди из России, Литвы, Польши и далекого зарубежья преодолевают сотни километров, чтобы добраться до местечка Будслав. Паломники живут в лагерях или ночуют у жителей близлежащих деревень. В последние несколько лет также набирает популярность, так называемая, велопилигримка, когда участники феста отправляются от знаменитого Костела Святого Симеона и Святой Елены (Минск) в Будслав на велосипедах.


Главным днем Будславского феста традиционно считается 2 июля – день, когда проходит торжество в честь иконы Матери Божьей. Главными моментами празднования считаются вечерняя служба в костеле Успения Божьей Матери, одного из самых величественных архитектурных памятников позднего барокко, носящих почетный статус Национального санктуария, и процессия в темноте, когда тысячи верующих зажигают свечи и совершают крестный ход к центру Будслава, а затем вновь возвращаются к костелу.


В 2013 году прошло юбилейное торжество, посвященное 400-летию обретения Иконы Матери Божьей, которое посетили тысячи пилигримов-католиков, а также представители многих других конфессий, дипломаты и официальные государственные лица.


Поделиться: