"Я навеки обручен с искусством и женат на живописи..." Жизнь и творчество Мая Данцига

Май Данциг — белорусский живописец-урбанист, народный художник Беларуси, профессор государственной Академии искусств. Родился в 1930 году в Минске в семье простого учителя физкультуры. Отец хотел, чтобы сын владел творческой профессией. Мало кому известно, что Май три года учился в минской музыкальной школе по классу скрипки.
Весной 1941 года Маю исполнилось 11 лет. Это была самая обыкновенная весна, какая случается каждый год — цвела сирень, во дворах женщины сушили белье на веревке, детвора «стайками» перелетала с одной улицы на другую. 22 июня над городом закружили немецкие бомбардировщики. Первая бомба, упавшая на улицы Минска, в клочья разорвала не только здания, но и все, что было до этого дня — запах сирени, звуки струн, когда по ним пробегал смычок, красные плакаты и флажки на проспекте, скрип деревянного пола в доме.


 «Войной пронзенная весна», 1981

Отцу удалось вывезти семью из Минска накануне захвата города немцами. Их семья пришла на станцию Минск-Товарный. Поезда ушли, но вдруг показался состав. Никого в вагоны не пускали – они были забиты эвакуированными железнодорожниками и ранеными солдатами. Тут раздался крик: «Данциг!» Отца Мая Вольфовича узнал его  ученик, он и помог семье втиснуться в вагон, после чего сразу же захлопнул дверь.


 «Минск. Руины Немиги», 1955

Вернулись из эвакуации после войны. Квартира Данцигов уцелела. Остался даже на прежнем месте и отцовский этюд. Улицы заново начали отстраивать, год бежал за годом. В 1952 Май Данциг Окончил Минское художественное училище.


«Победа», 1984 

Своего художественного института тогда еще в Минске не было, поэтому Май Данциг попробовал поступать в Суриковское училище, куда был зачислен студентом. Из Москвы Май вернулся с легким налетом «московской дерзости» и демонстрировал огромное полотно метра три на четыре, на котором была изображена ветка сирени.


«Сирень», 1962

В общем-то, это был своеобразный протест, он словно заявлял: вот вам ветка сирени и утренняя роса, а не счастливые колхозники, герои труда и руки заводских рабочих. Впоследствии Май начинает писать биографию Минска. В его композиционном пространстве сочетаются монументальная выразительность и экспрессия формы, декоративность цветовых решений и тщательно продуманные ракурсы. В этом — весь художник.


«Мой Минск», 1967

Из своих белорусских учителей Май Вольфович в первую очередь называет имя народного художника Беларуси В. Цвирко. Именно он после возвращения Данцига из Москвы пригласил его на преподавательскую работу в Минский театрально-художественный институт (ныне – Белорусская государственная академия искусств), ректором которого был. Обучению студентов изобразительному искусству Май Вольфович отдал 53 года.


«Золото земли», 1975

– Начало моей творческой биографии, – рассказывает Май Вольфович, – связано с поездкой в 1960 году на Старобинщину (ныне Солигорский район). Поездка, конечно, была сопряжена с тяготами, но зато появлялись произведения искусства, основанные на непосредственном наблюдении и живом общении с людьми.
В 1960 году добыча калийных солей, имеющая огромное значение для экономики, только-только разворачивалась.Художник увидел красоту в индустриальном пейзаже. На картине «Гудит земля Солигорская» (1960) художник сумел отобразить то время.


 «Гудит земля Солигорская!», 1960

В 1962 году Май Вольфович пишет картину «Новоселы», в которой распространенная жанровая тема решена необычно. В новой, еще пустой квартире прямо на полу сидит молодая супружеская пара, которая, кажется, погрузилась в отрадные размышления о будущей жизни. Ничем не заставленное помещение вызывает ассоциации с мечтой, которая уже начала осуществляться.


«Новоселы», 1962

В 1960-е годы Данциг создает ряд произведений на темы труда и быта: «В заводской столовой», «Сталевар», «Доменная печь», «Оператор», триптих «На страже мира» и др. Все эти работы – убедительные и правдивые рассказы об эпохе и ее людях. В них отразилась искренность автора, внимание к человеческим судьбам, а также характерная для того времени устремленность в будущее.

«В рабочей столовой»,1963

– Мой «суровый стиль», – вспоминал Май Вольфович, – был оппозицией официальному соцреализму. Я избегал писать вождей, пропагандистские и политические картины и стремился изображать жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания, лакировки и так называемого «гламура». Старался писать, говоря словами Маяковского, «весомо, грубо, зримо».


«Сталевар», 1956

Спустя несколько десятилетий после Великой Отечественной войны в белорусском искусстве военную тему художники стали разрабатывать по-новому. Появляются произведения трагические, в которых отражена драма человека и всего народа. Май Вольфович тоже обращается к теме минувшей войны. Картина «Беларусь – мать партизанская» сразу была замечена и принесла Данцигу всесоюзную известность.

«Беларусь — мать партизанская», 1967

Идея «Партизанской баллады», по словам Данцига, родилась под влиянием картины Рубенса «Отцелюбие римлянки», которая хранится в Эрмитаже. Напомним, что в основе этого произведения лежит классический сюжет, изложенный в сочинении римского писателя I века н. э. Валерия Максима «О почтении к родителям».


«Партизанская баллада», 1969

Монументальное полотно «И помнит мир спасенный…» (1985–1995) размером 3,5 х 7 м стало явлением необычным и в творчестве Данцига, и в белорусском изобразительном искусстве.
– Картина повествует о завершающем этапе войны, – рассказывал Май Вольфович. – Как известно, Красная армия, вступив на территорию Германии, спасла шедевры Дрезденской галереи, в числе которых была и «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Именно эта фигура мадонны с младенцем, – смысловой центр моей работы. Она – символ того, что советские воины освободили мир, спасли саму жизнь и культуру человечества от фашизма. Среди изображенных на картине и солдаты, празднующие победу, и жертвы последних боев, и отец-солдат с убитым сыном, и пленные немцы.


«И помнит мир спасенный…», 1985–1995

Важнейшее место в творчестве М. Данцига занимает городской пейзаж, натурой для которого служили наиболее интересные, значимые и живописные места белорусской столицы. Потому закономерно, что его назвали портретистом Минска.
– Я родился в Минске, – говорил Май Вольфович, – и с детства люблю его неповторимую и бурную жизнь. Тут начинался мой путь в искусство, тут он и продолжается. Ежедневная жизнь моего родного дома привлекает своей необычайной красотой.


 «Минск. Крыши старой Немиги», 1966

Художник находит красоту, казалось бы, в самом простом и привычном – обычных новостройках, современных улицах, балконах… Мир, изображенный мастером, видится нам разумным и прочным. В основе городских пейзажей Данцига, как и в других его картинах, лежит мужественное и оптимистическое мировоззрение.


 «Старый и новый Минск», 1962

Новое звучание приобретает у М. Данцига такой традиционный жанр  живописи, как натюрморт. Он не стремится изображать неодушевленные предметы ради их эстетической красоты или своеобразия. Художник  выбрал такое решение натюрморта, когда вещи служат выражению символического смысла и мир неодушевленных предметов характеризует содержание и образ жизни их владельца.


 «О великой Отечественной...», 1968

В свои восемьдесят три года художник регулярно приходил в мастерскую и продолжал работать.
– Я навеки обручен с искусством и женат на живописи. И, думаю, это самое главное, – говорил Май Данциг. – Вообще, счастлив художник, у которого ритм его сердца, души, ритм его творчества совпадает с пульсом жизни народа, Родины. Только в этом случае художник чувствует себя нужным стране.
По словам самого Мая Вольфовича, за годы творчества им создано более 100 живописных полотен, 100 этюдов и 100 графических работ.
Картины мастера хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, в Музее русского искусства в Миннеаполисе и многих частных собраниях.

Подготовлено по материалам Мельника К.В.

Поделиться: